Баннер
Баннер
Баннер
Блоги на Лопасне - Культура, история, жизнь

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем влезть в какую угодно яму, но их должны окунуть в атмосферу, приличную их чину». Из письма А.П. Чехова к брату Александру (1889г.).
Редко чеховцам удается подержать в руках, а тем более купить книги своих земляков. «Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия», – так называется книга Ирины Ивановны Гаркуши, только что вышедшая в Москве в агентстве «Мегаполис». Книга большого формата, с цветными иллюстрациями. Издана в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».
Сразу становится видна большая работа, проделанная Ириной Ивановной несмотря на многие препятствия. Ведь И.И. Гаркуша – специалист, высоко ценимый теми, кто близок к детям (неравнодушным педагогам, думающим родителям, и даже заинтересованным руководителям), но труды ее подчас мало понимаются людьми, далекими от детских, подростковых, юношеских проблем.
Я помню, как Ирина Ивановна в ее экстравагантных нарядах появилась в Мелихове. Подчас наряды прятали суть, не все сразу поняли, что перед ними Личность с острым и оригинальным умом. Чем шире и масштабнее человек, тем лучше он понимал Ирину Гаркушу. Увидев ее сомнения, идти ли на работу в музей, Александр Калягин уверенно сказал: «У Вас все получится!» И Олег Ефремов не случайно позвал ее сниматься рядом с ним, когда буквально в последние месяцы жизни он на Авторском телевидении читал в мелиховском чеховском доме повесть «Моя жизнь», а Ирина Гаркуша и Игорь Лавров изображали не только главных героев, но и некий своеобразный театр теней, открывавший и сопровождавший все многосерийное действо.
В середине девяностых годов прошлого века И.И. Гаркуша, уже много работавшая с молодежью, пришла в музей с идеей, которую быстро и интересно сформулировала – она предложила развивать в Мелихове музейную педагогику. Конечно, некоторые элементы такого общения со школьниками в Мелихове всегда существовали. Когда Ю.К. Авдеев водил экскурсии или читал лекции, это был своеобразный «театр одного актера». Идея театрализации экскурсий в музее витала, но с музейными предметами на лекциях тогда не дерзали работать. Это было то новое, что привнесла в мелиховскую музейную жизнь Ирина Ивановна. Даже само слово «интерактив» тогда для нас было новым. Хотя смысл его ясен: в центре занятий с детьми оказываются музейные предметы и экспозиции, но экскурсанты (и дети, и взрослые) из пассивных слушателей превращаются в участников всего происходящего.
Как сделать, чтобы заинтересовать современных детей, скажем прямо, мало читающих; живущих, не отрывая глаз от компьютера; зомбированных телевизором; не имеющих ценить того, что дарит им природа; лишенных живых эмоций, не испытывающих, казалось бы, самых простых чувств? Те, кто не только давал «методические указания», а сам водил экскурсии, стоял перед юными слушателями, пытаясь уловить в их глазах интерес или сталкиваясь с его отсутствием, понимают, что работа с современными юными посетителями музеев, часто превращается в большую проблему. Я экскурсии водила, потому знаю, что легче заинтересовать профессоров, чем обычных старшеклассников. Знаю, как трудно поначалу вступить с пустоглазыми юными созданиями в равноправный диалог, преодолеть разделяющий поколения барьер, создать ситуацию, когда они высказывают собственное мнение. И.И. Гаркуше это удается.
Идеи, с детства заложенные матерью, краеведом Евгенией Николаевной Жебраковой, многие годы собиравшей экспонаты для музея истории Венюкова, требовали научной огранки. Гаркуша не ленилась учиться. Ее наставниками в работе и жизни стали крупнейшие российские музейные деятели. И, конечно, не прошла для нее даром работа в фондовом отделе Мелиховского музея А.П. Чехова под руководством Ксении Абрамовны Чайковской. Именно она помогла избежать поверхностного взгляда на музейную среду, уже созданную в Мелихове, а ведь этим часто грешат музейные работники. Кто не сталкивался с равнодушным рассказом экскурсовода: «Вот это стол, за ним сидят»?
Председатель Объединения музейных педагогов России Е.Г. Ванслова писала: «Все в нашей профессии новое, все – целина, все – на стыке разных наук. Мы – не школьные педагоги в привычном понимании, но и не музейные экскурсоводы. Зарубежная музейная педагогика нам не подходит (она чаще всего превращает занятие в легковесную развлекаловку – О.А.) – приходится создавать собственную...». Ирина Гаркуша ее создавала, шла по мелиховской целине...
Помню, как она проводила одно из первых интерактивных занятий в мелиховской школе, в разработке которого я принимала некоторое участие. Однако позволила себе в какой-то момент иронически усмехнуться, чем вызвала крайнее неудовольствие присутствовавшего тут же Евгения Белякова, детского писателя, сотрудника «Учительской газеты», писавшего о самых интересных педагогах России. Это широкое знакомство с педагогическими новациями в нашей стране и позволило ему сразу оценить то жемчужное зерно, которое уже проросло в чуть ли не первом интерактивном уроке И.И. Гаркуши.
Помню и другое, очень трогательное занятие, которое Ирина Ивановна проводила в мелиховской церкви Рождества Христова. Это было лет пятнадцать назад, в Рождественские дни. В церкви собрались дети священника и другие ребятишки, приехавшие с родителями на церковную службу. Занятие было посвящено чеховскому рассказу «Ванька», действие которого происходит в рождественские дни. Был особый жанр в дореволюционной России – рождественский рассказ, обычно очень трогательный и обязательно с хорошим концом. Чехов нарушил эту традицию: финал его рассказа навевает грусть.
На столе в той части храма, которую называют трапезной и используют для общественных нужд прихожан, один за другим появлялись из холщевой сумки необычные предметы: сапожная колодка, лапти, ручка с пером, старая чернильница, открытка прошлого века, леденцы в жестяной баночке, грецкий орех, обернутый в фольгу. И наконец – Вифлеемская звезда, тыква с вычищенной серединой, с которой дети в чеховские времена ходили по деревне колядовать. В ней торжественно зажгли свечку. Шел неторопливый разговор, дети отгадывали загадки, обертывали орешки фольгой. И священник, поначалу напряженный и не очень уверенный в уместности происходящего в храме, постепенно успокаивался и от умиления чуть не растаял у нас на глазах. А в конце рассказа Ирины Ивановны он, как ребенок, положил голову на руки, чтобы скрыть слезы. И дети искренне сопереживали горестям чеховского героя. Вот он, – феномен музейной педагогики, позволяющий ребенку почувствовать боль мальчика, жившего столетие назад!
«Сокровища музейного сундучка» – одна из популярных музейных программ для старшеклассников, на которой мне удалось побывать в Дубненской школе. Помню реакцию ребят, которые сначала пришли в актовый зал без всякого интереса, но почти сразу были заинтригованы, включились в игру, наперебой читали чеховские тексты, рассматривали красивые музейные предметы из коллекции Ирины Ивановны (они собирались с помощью многих чеховских и московских семей). И не хотели расходиться...
Свои интерактивные занятия И.И. Гаркуша, руководитель «Музейного клуба» Центра развития творчества детей и юношества в Чехове (директор Н.А. Торяник), проводила, самоотверженно таща на себе сундуки и рюкзаки, почти во всех городских и сельских школах Чеховского района. Занималась с малышами-дошколятами и почти со взрослыми, с одаренными детьми и трудными подростками, с активистами и инвалидами – не только в школах, но и во множестве других организаций. Обращайтесь в Центр развития творчества – Ирина Ивановна приедет и к вашим детям!
Сейчас огонек музейной педагогики из рук И.И. Гаркуши подхватили и сохраняют в Чехове и Москве многие педагоги – С.В.Елисеева (школаNo1), Т.А. Горшенина (гимназия No2), О.М. Налета, Е.Н. Кочкурова (No3), Е.И. Аверкина (Крюково), П.А. Косолапова, Е.А. Козлова (московская школа No1355) и другие. Хотелось бы, чтобы книга И.И. Гаркуши имелась во всех школьных библиотеках. Она подскажет, как обогатить внеурочную деятельность в школе играми, двигательной активностью в школьном дворе, прогулками по историческим местам, находящимися в трех шагах от многих школ, но забытых всеми нами.
Вспомним игры-путешествия по музеям города Чехова! Как это перспективно для нашего города, где есть несколько уникальных музеев, но далеко не все чеховцы знают о них. С какой охотой участвовали школьники в игре «Культпоход с Котом Ученым»: посещали музеи, выполняли творческие задания, заполняли маршрутные листы, бродили по чудом сохранившимся экологическим тропам нашего парка.
Наконец, в прошлом году в День города Елена Каменская задумала и осуществила в парке большой проект «В гостях у Пушкина». На этот раз мы освободились от навязшего в зубах стереотипа, когда мимо здания Администрации, ступеньки которого на время превращаются в «мавзолей» (с начальством под крышей и с ветеранами, сидящими на солнце или под дождем), шествовали колонны певцов и танцоров. Проект в парке был новым, живым, интересным для всех (к сожалению, было мало рекламы). В нем участвовали все лучшие молодые актерские силы города, а ведущей не случайно стала Ирина Гаркуша, за которой, как за героем средневековой немецкой легенды, гамельским дудочником, шли зачарованные дети (а за ними – родители и старшее поколение).
Итог всей этой большой работы – книга И.И. Гаркуши, содержащая сценарии программ, которые она разрабатывала (как летит время!) почти двадцать лет... Тут и сюжетно-ролевые игры, и рассказы о проведенных ею балах, и игры-путешествия по музеям... А сколько уникальных программ не попали в книгу – их десятки!
Ирина Ивановна говорит:
– Работа музейного педагога трудная, требующая большой концентрации сил. Но я испытываю большую радость от своей работы. Меня вдохновляют лица детей, которые на глазах преображаются, становятся вдохновленными, трогательными.
Однажды я наблюдала забавную сцену. Маленькая школьница уверяла Ирину Ивановну:
– Это Вы нам елку нарядили!
– Ее нарядил Дед Мороз!
– Нет, мы знаем, что это Вы!
Так велика детская вера в то, что Ирину Ивановну сопровождают чудеса! Она и в самом деле несет им в своем музейном сундучке чудеса истории и культуры. Дети не напрасно называют И.И. Гаркушу «Музейной феей»...

Автор: Ольга Авдеева.

 
Последнее из эфира Кометы

Итоги недели_30 сентября.
Эфир Кометы
03.10.2016

Итоги недели_23 сентября.
Эфир Кометы
24.09.2016

Итоги недели_16 сентября.
Эфир Кометы
20.09.2016

Гость в студии: Политолог С. Поляков - о выборах 2016.
Эфир Кометы
10.09.2016

Гость в студии: П. Хлюпин о чеховском традиционном беспределе.
Эфир Кометы
10.09.2016

Последние коментарии

радио "Комета"
Опрос
Какие разделы сайта вас больше всего интересуют?