Баннер
Баннер
Баннер
Блоги на Лопасне - Культура, история, жизнь

Уже не в первый раз ранней весной у памятника Учителю в центре города собираются учителя и ученики. Возлагают цветы, произносят речи. Всматриваются в задумчивое лицо, изображенное скульптором, ищут в нем знакомые черты Алексея Михайловича Прокина.
У Прокина училось несколько поколений лопасненцев и чеховцев. Первые его ученики ходили вместе с ним в далекие походы. Эрудированная Лада Митрошенкова, историк и краевед, как-то высказывала сомнение: мол, слишком быстро передвигаются герои романа Юрия Сбитнева «Великий князь». Но Сбитнев основывался на своем молодом опыте совместных с Прокиным походов. Писатель относился к числу самых первых учеников Леши Прокина, тогда почти ровесника старшеклассникам. В дневнике Ю.Н. Сбитнева сохранились записи о том, как пешком они ходили по реке Лопасне до Сенкиного брода. Как пешком, задерживаясь у древних курганов, пришли из Лопасни в Серпухов. Молодые, длинноногие, сильные – они, играючи, отмахивали за день десятки километров.
Следующие поколения учеников вспоминают о походах с Прокиным вокруг Лопасни, о поисках археологических находок в потревоженных строителями песчаных карьерах. А потом были экскурсии по городу... Путь в течение жизни укорачивался, но школьникам было все также интересно ходить за Прокиным, слушать его увлекательные рассказы.
Помню, как артисты Липецкого театра приехали к церкви Зачатья Святой Анны. Стоя у пушкинских могил, Прокин (уже старец) долго рассказывал о детях А.С. Пушкина, цепляя одну историю за другую. Обычно экскурсия у некрополя, перенасыщенная именами и датами, плохо воспринимается. С Прокиным было иначе. Его слушали, буквально затаив дыхание. Нить сложного повествования ни разу не потерялась.
– Он рассказывает так красочно, будто сам живет там – то в 18-м, то в 19-м веке, – говорил липецкий режиссер Владимир Пахомов. А он-то, сам прекрасный рассказчик, знал в этом деле толк. С такой гордостью за Прокина слушала я его слова. Поэт Юрий Кублановский как-то сказал, что Россия жива, пока в ней еще сохранились преданные своему делу чудаки-краеведы. Тогда я этих слов поэта еще не слышала, но что-то подобное – жизненную необходимость для всех нас в таких людях как Прокин – чувствовала.
Встала, чтобы передохнуть, машинально включила телевизор – ученые говорят о судьбе нашей планеты и ее обитателей, о том, что наступает этап, когда либо люди уничтожат землю, либо справятся с усложнением жизни. «Что для этого нужно?» – спросил ведущий. Я прислушалась, вдруг скажут, что нужно положить в рюкзак, когда начнется конец света. Но ученые неожиданно повторили мысль Чехова. Помните, сколько раз он в шутку и всерьез говорил о прибавке жалования учителям? Вот и сейчас прозвучало: «Надо повышать зарплату учителям. Наши дети и внуки получат шанс спастись, если в школу придут Личности, которые сумеют детей увлечь, не формально подойдут к процессу обучения и вырастят умное поколение...». Все мы часто вспоминаем не только Прокина, но и тех, кто работал рядом с ним. Это были учителя-легенды. За их жизнью, их словами следили, как сейчас за приключениями звезд шоу бизнеса. Только учителя были интереснее. А теперь? Получит педагог звание «учитель года», вручат ему ключ от машины, и исчезает он из поля нашего внимания надолго, а подчас и навсегда... Где они – учителя, потрясающие наше воображение, заставляющие следить за своими поисками и находками? Кто сделал так, что они исчезли или их просто не видно и не слышно? Постепенно они превратились (или их превратили) в закрытую касту «молчальников». Помните «человека в футляре» с его присказкой: «Как бы чего не вышло!» Прокин жил и в трудные сталинские времена, и в хрущевские, и в брежневские, но всегда находил возможность иметь свое мнение и его высказать – пусть аккуратно, пусть с цензурными лагунами. Но он не молчал.
Алексей Михайлович знал, что такое бедность, что такое болезни, что такое ученики, превращающиеся в тупую толпу, с которой невозможно справиться (он говорил не с толпой, а с каждым отдельно). Знал, что такое козни бесталанных и завистливых коллег, что такое непонимание. Поэтому не стоит считать жизнь Алексея Михайловича гладкой, солнечной дорожкой. Прокин преодолевал те же сложности, что и мы, только справляемся мы с ними хуже.
Вспоминаю встречи с Прокиным в библиотеках.
В Исторической библиотеке Алексей Михайлович был одним из старейших читателей, потому, не имея научного звания, пользовался привилегиями: ему выдавали книги на дом, что делают только для докторов наук. Он общался с крупнейшими краеведами, встречался с Сигурдом Оттовичем Шмидтом, одним из умнейших людей XX века. Что же, наш краевед мог потягаться со Шмидтом в объемах памяти – чего только Алексей Михайлович не помнил. Он разделял убеждение Шмидта: «Краеведение – это краелюбие». И своими скромными (но за десятки лет не потерявшими свое значение) книгами заложил основы чеховского краеведения и историко-культурного туризма.
Еще одной сильной стороной Прокина было его необычайное понимание сильных сторон людей. Он для каждого встреченного человека находил слова, быть может, простые, но западавшие в душу, будившие дремлющие силы, еще не проявившиеся таланты...
***
Вернемся в Школу искусств, где подводились итоги районных «Прокинских чтений» («А.М. Прокин и его мир»). Вновь говорились речи. Мелькали на экране кадры из фильма о Прокине и редкие фотографии. Особенно тронуло выступление ребят из гимназии №7, собравших стихи и отрывки статей, посвященных Учителю.
Заместитель руководителя Администрации Чеховского района Галина Смирнова говорила о территориальной близости двух памятников – Чехова и Прокина. И о душевной близости этих людей.
– Прокин, знаменитый учитель, был учеником Антона Чехова. И для него, как и для Чехова, «служение общему благу» было такой же душевной потребностью, таким же «условием личного счастья»...
Г.Б. Смирнова вручала грамоты и скромные подарки учителям, которые вдохновляли своих учеников, участников «Прокинских чтений», – Вере Богдашкиной (Троицкое), Наталье Чигаревой (гимназия No 7), Евгению Поваляеву (Мещерское), Юлии Костиной (школа-лицей No 4), Ирине Ярыкиной (гимназия No 7), Ирине Кордияк (школа No 3), Елене Подгорновой (школа No 1).
Заместитель начальника управления образования Людмила Семендяева, которая 10 лет работала с Прокиным, вспоминала, как он вместе со школьниками собирал музей. Она награждала учителей, готовивших ребят к победе в чтениях: Людмилу Демину (Механико-технологический техникум), Веру Пидан (Манушкино), Татьяну Малышеву (профтехучилище No 32), Екатерину Болдину (Любучаны), Нину Казаченко (лицей No 4), Наталья Обойшеву.
Заместитель начальника управления культуры Нина Лебедева рассказала, что в прошлых «Прокинских чтениях» было всего 10 участников, в этом году – более 30-ти. Она награждала отличившихся школьников: Светлану Афонасьеву, Полину Чумикову, Александра Калугина, Кристину Леркову, Виталия Клюева, Даниила Конько, Анну Гирич, Сергея Кулыгина, Светлану Гончарову.
Из рук дочери А.М. Прокина Елены Лишмановой получили награды победители чтений: Мария Шляпникова (школа No 1), Седа Оганнисян (Мещерское), Александр Гусев (школа No 3), Евгений Кобельков (школа No4), Алина Погорелова (Троицкое), Наталья Курская (Чехов-7), Игорь Медведев, Наталья Арне, Анна Саввина, Елизавета Бондаренко, Ирина Лунева, Алексей Миронов, Георгий Щукин (все они из гимназии No 7).
Я назвала все фамилии награжденных (или почти все), хотя обычно мы этого не делаем. Если кого-то случайно пропустила, прошу меня простить. Алексей Михайлович всегда хотел поддержать всех, кто делал что-то хорошее. Последую его примеру...
***
Вспомнила, вел вечер памяти Александр Дудин – хорошо, без излишних формальностей.
Когда дошло дело до воспоминаний, Е.А. Лишманова рассказала о словах ученика А.М. Прокина, талантливого врача, снискавшего славу лучшего рентгенолога Москвы Шириншо Шотемора, который и сейчас (в свои «за восемьдесят») продолжает работать в Боткинской больнице: «В Чехов стоит поехать из-за уникального памятника Учителю!»
Очень понравились воспоминания Нины Петуховой, работавшей с Прокиным в Музее Памяти.
– Об Алексее Михайловиче можно было сказать: «Он – не тот, кто учит, а у кого учатся». Ему верили как святому, – говорила Нина Никифоровна.
И она права в этом своем наблюдении. А еще она рассказывала, как Прокин учил людей состраданию, как он старался поддержать тех, кто слабее...
Анатолий Савин (последний чеховский председатель исполкома и первый глава района), оказывается, много лет был соседом Алексея Михайловича по дому. А.Н. Савин рассказывал, как не раз предлагал учителю:
– Помочь?
– Не надо?
– Землю возьмете?
– Не надо...
Вместе они ездили на уазике по берегу Нары, искали могилы солдат, выясняли, где надо восстановить или вновь поставить обелиски...
Рассказывал Савин, как закончились времена КПСС. Сидели они вечером на лавочке с Прокиным. Вот он и поделился с ним заботой: не решили, что же делать со зданием горкома партии. Прокин ненавязчиво предложил:
– А что если его отдать детям? Ведь раньше в этом здании находился Дом пионеров...
На том и порешили. Вот откуда у наших ребятишек такое солидное здание Школы искусств! Нам, присутствующим, оставалось только удивляться, о скольких «негромких» подвигах Алексея Михайловича Прокина мы еще не знаем...

Автор: Ольга Авдеева.

 
Последнее из эфира Кометы

Итоги недели_30 сентября.
Эфир Кометы
03.10.2016

Итоги недели_23 сентября.
Эфир Кометы
24.09.2016

Итоги недели_16 сентября.
Эфир Кометы
20.09.2016

Гость в студии: Политолог С. Поляков - о выборах 2016.
Эфир Кометы
10.09.2016

Гость в студии: П. Хлюпин о чеховском традиционном беспределе.
Эфир Кометы
10.09.2016

Последние коментарии

радио "Комета"
Опрос
Какие разделы сайта вас больше всего интересуют?