Баннер
Баннер
Баннер
Блоги на Лопасне - Культура, история, жизнь

Эта осенняя неделя, несмотря на темень и переменчивую погоду, оказалась благоприятной для музыкантов и их зрителей.
Интересно прошло выступление Дмитрия Маликова в Чеховской центральной школе искусств. Он, кстати, рассказывал публике и о своих чеховских корнях. О том, что перед концертом посетил родные могилы, что в зале при­сутствует его тетя, живущая в Чехове. В переполненном зале собрались музы­канты, зрители всех возрастов остались довольны. Вдохновенная импровизация Маликова, его разнообразная и неожи­данная программа, интерактивные музы­кальные игры, выступления москвичей и юных чеховских музыкантов, – все встре­чалось с удовольствием и пониманием.
Великолепный концерт состоялся в му­зее «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» по­сле праздничной архиерейской службы, посвященной 325-летию церкви Зачатья Святой Анны. И снова зрители отметили разнообразие музыкальной программы, талантливые музыкальные номера, под­готовленные священниками, регентами, участниками церковных хоров, учащи­мися воскресных школ.
***
Помню, как в бальном зале «гончаров­ского дома» пел свой романс «В парке чеховском осень» Валерий Цеменко. Прошло три года со дня его ухода, а чувство потери по-прежнему свежо. Памяти Валерия Цеменко был посвящен музыкальный вечер в литературно-му­зыкальной гостиной центра «Дружба». Валерия – талантливого композитора, основателя и руководителя ансамбля джазовой музыки «Доктор Чехов», во­кального ансамбля «Другиня», аранжи­ровщика, инструменталиста, вокалиста –
нет с нами, но его музыка, его песни, романсы, аранжировки, продолжают жить. И не только в нашей памяти. Его музыка звучит, ни на йоту не устаревая, заставляет нас улыбаться, грустить, со­переживать…
И вновь пишу о продуманности про­граммы. Наверное, мы устали от отсут­ствия связи номеров в концертах «по случаю», поэтому все, кто побывал на трех последних концертах, чуть не хором повторяли:
– Как продуманно! Как выстроено! Каждое слово, каждое музыкальное выступление на месте! Ни прибавить, ни убавить!
Нина Цеменко, как всегда, соединила слово, картинку на экране и музыку. Промелькнули перед глазами десятки фотографий: улыбающиеся лица Валерия и Нины. Валерий за роялем, с гитарой, с другими музыкальными инструментами – на чем он только не играл. Звучали напи­санные Валерием Дюком (это псевдоним музыканта) романсы. Он обладал не толь­ко абсолютным музыкальным слухом, но и удивительным литературным вкусом.
На экране – Валерий. Поет свой романс на стихи Владимира Набокова «На смерть Блока», но нам кажется, что музыкант пел о себе:
И в туманах Прекрасная Дама
проплывала, звала вдалеке,
словно звон отдаленного храма,
словно лунная зыбь на реке…
Снова – голос Валерия:
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду...
Это стихотворение Иосифа Бродско­го, и как подходит к нему музыкальный строй нашего чеховского композитора…
На сцене – Елена Короткова, за роялем –
Яна Цеменко, дочь музыканта. Звучит романс Валерия Цеменко на стихи Василия Жуковского, которые были написаны более двухсот лет назад. Мы переносимся в начало 19-го века, и в то же время музыка будто стирает патину со слов поэта:
Смотри ... Очарованья нет;
Звезда надежды угасает …
Увы! Кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?
***
Как родились романсы Валерия Це­менко? В 90-х годах прошлого века чета Цеменок создала в городке Березки (находится он неподалеку от Столбо­вой) музыкально-литературный салон. Пригодилось знание высокой поэзии, любовь к ней. Для вечеров, которые вела Нина, Валерий написал романсы на стихи Блока, Игоря Северянина, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой. Потом они нашли, к счастью, более широкую аудиторию.
Начало композиторской работы Ва­лерия связано с именем Александра Блока, который был ему особенно близок острым восприятием жизни, болезненным предчувствием жизнен­ных катаклизмов, обожествлением женщины... Это был его поэт. Вдруг, присмотревшись к портрету Блока и к фотографии нашего композитора, мы замечаем внешнее сходство – та же правильных черт, та же отстраненность во взоре. Шепчем, посмотрев на внука: «И он похож на Блока…».
Больше всего романсов Валерий Цеменко написал именно на стихи Блока. Их исполнили Дмитрий Сидоров, Марина Литвиненко, Виктор Бельцов, ансамбль «Триэль», Нина и Яна Цемен­ко… Гитарное сопровождение было записано Валерием на московской студии. Какое счастье, что эти записи сделаны! Теперь они обрели новую жизнь…
Первый романс Валерия Цеменко был написан на стихи Блока «Я пригво­жден к трактирной стойке». Тема – ре­сторанная, разудалая, но нет и грана пошлости ни у Блока, ни у Цеменко. Вот и Виктор Бельцов поет о ресторане, но совсем не по-ресторанному:
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу
В бокале золотого, как небо, аи…
***
В парке чеховском осень,
Я иду очарован.
В сень каскадных прудов
Смотрит дом Гончаровых… –
Это стихи чеховского поэта Юрия Ветро­ва. И слова хорошие, и музыка, написан­ная Валерием Цеменко, чудесная, такая же легкая, летящая, как прозрачная осень. Хочется чаще слышать этот ро­манс в Чехове, в «гончаровском доме» и не только в нем. Но после смерти компо­зитора романс поют редко, хотя лучше о Чехове никто ничего не написал.
Создавал Цеменко романсы и на сти­хи других чеховских поэтов – Дмитрия Епишина, Татьяны Садониной, Сергея Клепикова, Юрия Бошты…
***
Зрители понимали, как трудно было Нине Цеменко вести этот вечер. Зал плакал, только она казалась несгибаемо стойкой. Пела романсы мужа, написан­ные для нее и ей посвященные. Слово «любовь», кажется, не произносилось вслух, но о большой любви говорило все – каждый взгляд, каждый звук, ка­ждое слово…
Какие-то вещи не расскажешь. Разве можно передать на газетном листе, как Нина пела романс Валерия «Кохана» (на стихи Бориса Каплана, поэта русского зарубежья) и песню Николая Носкова на стихи Гумилева, как прочитала стихотво­рение Осипа Мандельштама:
Я вздрагиваю от холода, –
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото,
Приказывает мне петь…
Помогала дочь Яна – профессио­нальная пианистка, певица. Поразил в ее исполнении романс, сочиненный Валерием Цеменко на стихи Риммы Ка­заковой «Подарите мне Питер»:
…Чахлый мартовский вечер,
чад угасших свечей.
Все, что вечность, не вещи –
не дарите вещей...
А потом к маме, поющей под гитару, вышел маленький Михаил. Он прочитал такое трогательное и совсем неизвестное нам стихотворение башкирского поэта и педагога Мусы Гали:
Все любят друг друга и счастья желают,
И даже цепные собаки не лают,
И даже наш кот ни за что не зевнет,
Когда моя мама поет.
Валерий мечтал о семейном ансамбле, о том, как будет играть джаз вместе с внуками. Со старшим внуком Павлом, у которого он находил большие музы­кальные способности, успел разучить только одну джазовую композицию «Черный Орфей». На этот раз Павел аккомпанировал на гитаре, играл соло на флейте, играл в дуэте, в ансамбле…
***
Самым большим и самым страстным творческим увлечением Валерия Цемен­ко был джаз. Пришел он к нему не сразу. Увлекался «Битлами», роком. И лишь потом полюбил джаз. В начале 1990-х годов на базе клуба в Березках Валерий организовал первый в Чеховском райо­не джазовый ансамбль «Доктор Чехов». На первом концерте зрители были по­ражены, они считали, что эти музыканты могут играть лишь похоронный марш. Позже «Доктор Чехов» перебрался в «Дружбу». Состав ансамбля со временем менялся. В него вошли многие талантли­вые музыканты – саксофонистка Настя Паниковская, басист Максим Гвоздев, который сейчас работает с певицей Юлией Савичевой, и другие. Коллектив побеждал на фестивалях, много высту­пал в Москве…
Помню счастливый 2010 год, когда в переполненной литературной гостиной отмечали 15-летний юбилей ансамбля «Доктор Чехов». Красивых, счастливых, нарядных Валерия и Нину… Говори­ли тогда, что как и сам Антон Чехов музыканты «лечат» зрителей джазом, заряжают их энергией. Мечтали о соз­дании в Чехове своего «Джаз Кафе», где выступал бы «Доктор Чехов». Валерий говорил, что счастлив на каждой ре­петиции, что он восхищается талантом саксофонистки Насти Паниковской… Через несколько месяцев, в 2011 году, умер саксофонист Владимир Сергеев, вслед за учителем и мужем ушла из жизни Настя…
В этом же году не стало Валерия Це­менко, человека, поцелованного Богом, наделенного массой добродетелей, интеллигентного, совестливого, эрудиро­ванного, человека, способного любить, редкого однолюба. Ему было всего 58 лет, он никогда серьезно не болел, никогда не лежал в больнице, увлекался игрой в теннис, никогда не жаловался на сердце. Его не стало по дороге на репетицию…
Мой друг так внезапно закончил свой путь,
Что трудно поверить в реальность утраты.
И, кажется, можно еще все вернуть.
Стоит лишь крикнуть: «Дружище, куда ты?»
Но режет глаза в черной рамке портрет
И рюмка твоя, накрытая хлебом.
Сидим за столом, а тебя с нами нет:
«Скажи мне, дружище, ну как тебе небо?»
И в лабиринте житейских проблем
Красочный мир вдруг становится пегим.
И сил не хватает подняться с колен:
«Скажи мне, дружище, а как там на небе?»…
– песня барда Юрия Манешина стала заключительным аккордом на вечере памяти Валерия Цеменко.

Автор: Ольга Авдеева.

 
Последнее из эфира Кометы

Итоги недели_30 сентября.
Эфир Кометы
03.10.2016

Итоги недели_23 сентября.
Эфир Кометы
24.09.2016

Итоги недели_16 сентября.
Эфир Кометы
20.09.2016

Гость в студии: Политолог С. Поляков - о выборах 2016.
Эфир Кометы
10.09.2016

Гость в студии: П. Хлюпин о чеховском традиционном беспределе.
Эфир Кометы
10.09.2016

Последние коментарии

радио "Комета"
Опрос
Какие разделы сайта вас больше всего интересуют?