Блоги на Лопасне - Культура, история, жизнь

...Владыко дней моих!
Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
(А.С. Пушкин).

Представьте, что вы находитесь в литературно-музыкальной гостиной центра «Дружба». Перед вами уютный зал, который дизайнер Марина Леонова оформляет каждый раз по-новому. На этот раз порадовали новые осветительные приборы в виде шаров, которые замечательно вписались в интерьер. УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛИТ ИСТИНА
На стенах – прекрасные яркие веселые работы. Здесь открыта межзональная выставка детских рисунков, посвященных Чехову. Сразу замечаешь чудесные, сделанные с добрым юмором иллюстрации к «Налиму», «Толстому и тонкому», «Крыжовнику» и лирические – к «Чайке».
Особенно тронула меня одна мелиховская картинка. На поляне перед террасой чеховского дома молодой человек сажает дерево. Вот уж, действительно: «устами младенца глаголит истина». Не так давно в этом месте уничтожили клумбу, созданную в середине прошлого века современниками Чехова. Дети, с их живой душой и с не испорченными денежными расчетами мыслями, чувствуют образовавшуюся в музее «черную дыру».
За красиво накрытыми столами собираются гости. Организатор музыкального праздника (я не назвала бы его просто концертом) Елена Каменская говорит о способности живой музыки наполнить сердце теплом, недаром еще Авиценна называл музыку лекарством.
ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА
Мы любим романсы и песни Булахова, Алябьева, Даргомыжского, но мало знаем о жизни этих композиторов. Краткий, но емкий рассказ о них был вполне уместен.
Петр Петрович Булахов родился в московской музыкальной семье. Его отец и младший брат были оперными певцами. По их стопам пошла и дочь композитора. Только Петр Булахов играл на рояле с трудом. «Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший, – вспоминала дочь композитора, – в минуты вдохновения он продолжал сочинять. Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами». Большую часть жизни тяжело больной композитор провел в инвалидной коляске. Между тем его ждало еще одно трудное испытание: дом Булахова сгорел. Его самого и младшую дочку чудом спасли: вытащили из огня ученики. Композитора выручил любивший его музыку граф Шереметев, который приютил его с семьей в Кускове. Кто не знает романсов Булахова «Гори, гори, моя звезда», «Выхожу один я на дорогу», «Не пробуждай воспоминаний»? Всего он написал около ста романсов.
СОЛОВЕЙ
Помним мы и романс «Соловей» (на стихи Дельвига), но судьба его автора, Александра Александровича Алябьева, мало кому известна. Оказывается, знаменитый романс был написан в тюрьме. Алябьев, родившийся в 1787 году в семье тобольского вице-губернатора, учился в Санкт-Петербурге и Москве. Служил по горному ведомству. В 1812 году вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал в сраженьях, был ранен, но прошел весь путь русской армии от Москвы до Парижа. Вернувшись, приобрел широкую известность как композитор. Алябьев собирался жениться на Екатерине Римской-Корсаковой, но в 1825 году в жизни музыканта произошел трагический перелом: его ложно обвинили в убийстве соседа-помещика. Невесту спешно выдали замуж, а самого Алябьева три года держали в крепости, чтобы потом сослать в Сибирь. Позже перевели поближе – в Оренбургскую губернию. Где бы он ни оказался, везде собирал украинские, черкесские, башкирские, киргизские песни – для широкой публики Алябьев открыл музыку народов России. Лишь в 1843 году музыканту разрешили вернуться в Москву, и то – под надзор полиции. Но его романсы (их более двухсот – «Соловей», «Зимняя дорога», «Вечерний звон»...), оперы, музыкальные комедии всегда пользовались успехом у публики. В конце жизни вернулось счастье: Алябьев все-таки женился на своей, к тому времени овдовевшей, невесте. Они воспитывали девочку-сироту. Супруги Алябьевы были похоронены рядом в Симоновом монастыре в Москве.
ВЛАДЫКА ДНЕЙ МОИХ...
Александр Сергеевич Даргомыжский родился в Белевском уезде Тульской области – это место расположено не так уж далеко от нашего района. Отец композитора был внебрачным сыном богатого тульского помещика, мать – княжной, но характер имела весьма независимый, вот и сбежала из родительского дома. Однако впоследствии получила наследство от деда. Мальчик вырос он в именье Даргомыжка (отсюда и фамилия). Александр долго не разговаривал, и вдруг заговорил – и даже запел необычным высоким голосом. Учился он в Петербурге. В 1830-е выступал как пианист (часто играл в четыре руки с М. Глинкой), играл на скрипке, пел. А более всего увлекался сочинением музыки.
Даргомыжский принадлежал к новому поколению композиторов, отстаивающих реалистическое, даже критическое направление в музыке. Героями его романсов стали «маленькие люди», их горести и обиды. Он охотно писал юмористические сценки («Мельник»); ему были близки народные напевы («Лихорадушка»); умел изобразить льстивого чиновника («Червяк», «Титулярный советник»). Всего написал более ста романсов («В крови горит огонь желанья...», «Я вас любил», «Мне грустно»...) писал фортепьянную музыку, оперы.
ЗВЕЗДЫ И ЗВЕЗДОЧКИ
Романсы Булахова, Алябьева и Даргомыжского исполняла наша звезда Елена Короткова (концертмейстер Светлана Муравьева). Как всегда, восхищал чистый голос Елены, выразительное ведение звука к кульминации – высоким нотам. И все это при том, что Елена Короткова и Светлана Муравьева только что вернулись после выступления на международном конкурсе в Туле, где заняли два первых места.
Особенно хочется отметить глубоко прочувствованное исполнение Е. Коротковой романса Даргомыжского на слова Пушкина «Владыка дней моих...», переложившего на стихи великопостную молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, святому Ефрему Сирину.
Отмечу, что публика, сидевшая за столами с чаем, конфетами и фруктами, как бы разделилась на два лагеря. Большая ее часть была в восторге. В дни Великого поста, когда буйные празднества совсем не уместны, живая музыка, напоенная духовностью, особенно услаждала слух.
Однако другие, вспомнив прошлогодние праздники в литературной гостиной (они, замечу, не приходились на дни Великого поста), ожидали, что и на этот раз публике предложат потанцевать или спеть частушки. И как объяснить, что это было бы совсем не уместно? Тут можно только пожалеть, что сначала в нашей стране власти разрушили православные традиции, а потом, когда это стало возможным, многие люди не сумели найти свою дорожку к духовным корням. Но ведь и теперь не поздно... Если бы прислушались к голосу Елены Коротковой, к словам Пушкина – это уже стало бы важным шагом духовного пути... Вечер имел духовную направленность. Возможно, это надо было более четко обозначить в афише, чтобы на вечер музыкальной классики не попадали случайные люди, ищущие только развлечений, боящиеся духовного труда.
Прекрасно исполнила гостья гостиной, певица Валентина Куприянова романс С.И. Донаурова на стихи Михаила Лермонтова «Нищий» («У врат обители святой...»). Лермонтов с друзьями отправился в паломническое путешествие в Троице-Сергиеву лавру. Там они встретили слепого нищего, который пожаловался, что вместо монетки ему положили в тарелку камни... Под впечатлением рассказа нищего старца Лермонтов написал стихотворение, которое мы знаем с детства.
Я много раз слышала выступления Елизаветы Кравцовой. Она всегда хороша, но на этот раз была в особенном ударе. Так душевно исполнила песню «Ты один мне нужен...», – что ни у одной меня слезы навернулись на глаза.
И как голос звучал!
Бабушки и прабабушки Лизы – киевляне.
А родилась она в Донбассе. В Подмосковье приехала за мужем – ученым, защищавшим диссертацию. И хотя в ранней молодости пела в вокально-инструментальном ансамбле, повзрослев, воспитывая детей, работая, петь перестала. Оставила пение на целые двадцать лет. А сейчас вернулась к увлечению юности: музыкой занимается уже шесть лет. Много выступает.
Всем нам не безразлично происходящее на Украине. А Елизавета переживает особенно.
– Сейчас я поняла, что именно должна петь. Народные песни! Может быть, хоть таким образом смогу помочь... – говорит она.
Гость из Москвы Вячеслав Григорьев, поэт, певец-эстрадник с приятным голосом, занимается в студии С.П. Муравьевой «Сонет». В Чехове он выступал впервые, но чувствовал себя вполне уверенно: уже поездил с концертами. Пел романсы на стихи Александра Блока, Сергея Есенина, романс собственного сочинения, сам себе аккомпанировал на бас-гитаре.
Завершала вечер милая и женственная Елена Каменская песней Марка Фрадкина (на стихи Р. Рождесвенского) «Скажи мне что-нибудь хорошее...».
– Больше всего радует, – говорила Елена после концерта, – что образовался не просто коллектив, но творческая семья, к которой присоединяются все новые и новые музыканты и вокалисты. Происходит сплочение талантливых людей, думающих, в первую очередь, о творчестве. Радует, что я не одна, что могу смело положиться на помощниц – Викторию Белову и Софью Игнатьеву, которые помогают в создании задуманного нами «Арт-кафе». Хотелось бы, чтобы мужчины смелее приводили к нам своих дам, ведь здесь их ждет красивый элитарный отдых.

Автор: Ольга Авдеева.