«Мелиховской весне» – 40 лет 

Мелиховские театральные фестивали всегда проходили в очень красивое время года. На этот раз усадьба писателя выглядела необычно — весна так опоздала, что конец мая скорее походил на апрель. Вишни и сирень еще не зацвели. Вспоминался призыв Чехова, отправленный в Сумы: «Лучшее время у нас — конец апреля и май, когда распускаются леса. Приезжайте ради создателя…». Вот и сейчас листики на деревьях распустились не все, однако замечу, что усадьба выглядела ухоженной.

Хороший музей объединяет под своим крылом разные искусства. Так на этот раз произошло и в Мелихове. Приезжая в театр, гости музея могут посетить выставку художественной фотографии под названием «Другие» (она будет работать до 14 августа). На женских фотопортретах XIX века мы увидели лица героинь Чехова. Вот с такими девушками Антон Павлович сталкивался на улицах, разговаривал с ними, писал о них.  

Мелиховская экспозиция перекликается с яркой выставкой «Незабываемые», которую всем советую посетить в Серпуховском музее. Говорят, что многие фотографии, представленные в Мелихове, имеют серпуховские корни. Жаль, что прекрасные фотографии обитательниц Лопасни того же времени остались незамеченными организаторами выставки (они были найдены сравнительно недавно). Но возможно, это дело будущего. Выставочный зал в Мелихове — очень небольшой, все находки краеведов не покажешь. 

В этом году фестиваль украсили музыкальные страницы. У Театрального двора выступал Детский симфонический оркестр, родившийся в мелиховском музее. На веранде чеховского дома стоял концертный рояль, на котором играл блистательный пианист, заслуженный артист России Алексей Гориболь. Когда зазвучал божественный голос слепого певца Олега Крикуна, публика была сражена. Поразил не только уникальный голос, но и потрясающая проникновенность исполнения — глубоко скрытая печаль. В концертной программе «Прозрение» звучали романсы Даргомыжского, Глинки, Чайковского. Жаль, если выступление певца не записывалось. Его концерт в Мелихове был столь ярок, что прежние записи Олега Крикуна в социальных сетях ему уступают. 

***   

Понравилось праздничное открытие фестиваля. Это заслуга талантливых артистов из мелиховского театра «Чеховская студия». Радовало все — красота и легкость, неподдельный юмор и отсутствие пошлости (а ею, бывало, грешили на подобных мероприятиях). Артисты представляли участников фестиваля доброжелательно, но без пафоса, не скучно, сумев заинтересовать зрителей работами гостей. Возникла прекрасная дружественная атмосфера. 

Было приятно, что на этой сцене вспомнили наконец о рождении «Мелиховской весны» в мае 1982 года. Появился театральный праздник в результате творческого союза директора музея А.П. Чехова в Мелихове Юрия Авдеева и главного режиссера Липецкого театра Владимира Пахомова. Тогда — ровно 40 лет назад — липецкие актеры впервые сыграли «Чайку» на веранде чеховского дома. «Накрапывал дождь, гремел гром, шумел ветер в деревьях, — писал Ю.К. Авдеев, — и с этой естественной обстановкой, казалось, несовместимы были условности театра. Игра артистов должна была быть такой же естественной и правдивой, как и окружающий ее мир. Это была проверка на правду, и театр ее выдержал. Так произошел опыт слияния музея с театром…».

С тех пор каждый год расклеивались в Чехове афиши, где крупными буквами писалось: «Мелиховская весна». Каждый год Липецкий театр привозил новую чеховскую пьесу, каждый год приезжали в Мелихово сотни чеховцев, чтобы бесплатно посмотреть новый спектакль. Потом к липецкому театру присоединились другие, а в названии фестиваля появилось слово «международный» — это был естественный рост доброго и перспективного начинания…

Открытие фестиваля не обошлось без полемики. Мелиховские артисты публично заговорили о том, что «Чеховской студии» тесно на театральном дворе, им нужно новое здание. Объясню: восстановленный чеховский скотный двор превратили в театр — решение весьма спорное. Министр культуры и туризма Московской области Елена Харламова справедливо подчеркнула, что наша обязанность сохранить аутентичность чеховской усадьбы, а строительство нового здания рядом с заповедником подвергнет его реальной опасности. Министра поддержал игумен монастыря Воскресенская Давидова пустынь Сергий (Куксов), напомнивший: «Не место красит человека…». 

Все эти аргументы совершенно справедливы. Заповедные мелиховские пейзажи уже порядком искалечены, появились новые улицы и двухэтажные дома. Чего стоит здание, которое в деревне называют  «китайской стеной», а ведь построено оно на месте избы Чикильдеевых, героев повести Чехова «Мужики». Сохранение подлинности, сбережение видов — крайне важная мелиховская проблема. 

Однако и аргументы артистов понятны. Представьте картину: театральный двор, спектакль Липецкого театра. Философский спектакль, построенный на монологе одного актера. Достоевский описывает землю, не оскверненную грехопадением. Ее губит первопричина всех грехов — ложь, искушение красотой лжи. Сложнейший текст, в котором хочется слышать и впитывать каждое слово. Но это почти невозможно — мешает жуткая духота… Театральный двор не рассчитан на аншлаги. И как быть?

В глубине усадьбы Варениковых, соседей Чеховых, есть скрытое место, где мог бы обосноваться скромный летний театр (такие здания были популярны во времена Чехова, в таком играла и молодая Ольга Книппер). Но конечно, речь идет только о скромном одноэтажном здании…

***   

Долгие годы говорили, что Мелиховский театральный фестиваль — единственный в мире, где играют только Чехова. Однако потом в программе появились пьесы по произведениям Ивана Бунина, а в этом году — спектакли по Достоевскому. Для нас эти писатели кажутся современниками, а на деле Достоевский был старше Чехова почти на сорок лет. Достоевский умер, когда Чехов был студентом. Чехов Достоевского читал, но относился к его творчеству сдержанно, а порой даже пародировал. На открытии фестиваля эту «невстречу» писателей изобразили забавно — в юмористическом ключе. 

В Мелихово приехали театры из Москвы, Дмитрова, Костромы, Липецка, Перми, Серпухова, Тамбова, Тулы, Усть-Илимска. Мелиховские хозяева («Чеховская студия») тоже показали свою премьеру. Спектакли шли в Мелихове и Серпухове. Удивило, что в этом году город Чехов гостей фестиваля не принимал. К сожалению, театральная тема в нашем городе упорно сводится к нулю…

Нет возможности рассказать о спектаклях, на которых удалось побывать. Все-таки это были бы лишь фрагменты большой общей картины. Скажу лишь, что мне понравилось все, что я видела. Отмечу «Собаку с дамочкой» — спектакль «Школы драматического искусства», который обретает несколько скандальную славу. Кому-то происходящее на сцене показалось бредом, а меня (да и всех сидевших рядом) захватило и увлекло. Актеры играли не столько чеховских героев, сколько их чувства, которые остаются неизменными во все времена. Желаю всем читателям газеты столь же увлекательных театральных впечатлений!

Ольга Авдеева

Фото:  Музей-заповедник А.П.Чехова “Мелихово” 

Просмотров: 53 просмотров