В Чехове отменили наличные 

В автобусах Чехова и всего Подмосковья запретили платить наличными, – соответствующий закон приняли депутаты Московской областной думы. Они полагают, что такой шаг положительно скажется как на безопасности перевозок, так и на прозрачности системы учета платежей. 

В пояснительной записке к документу сказано, что решение было принято не с кондачка, – специалисты тщательно анализировали работу перевозчиков последние несколько лет и пришли к выводу, что продажи проездных билетов пассажирам за наличные “способствуют ряду нарушений”. 

Жители Чехова инициативу депутатов приняли в штыки еще на подлете соответствующего законопроекта. “Если наличные деньги в России в ходу, то как может поставщик услуги запрещать ими расплачиваться?”, – спрашивают пассажиры автобусов. И это вопрос властям, принявшим решение, может стать тем самым, который “на засыпку”. 

Казалось, что идея настолько “так себе”, что ее не могут реализовать. Однако случилось: в ходе 25-го заседания региональные парламентарии таки приняли закон, в соответствии с которым оплата проезда в салоне общественного транспорта на территории всей Московской области будет осуществляться только по безналичному расчету.

По словам председателя Мособлдумы Игоря Брынцалова, цель депутатов – забота о безопасности граждан: мол, водители часто выполняли роль кассиров, принимая у пассажиров наличные деньги.

«И это создает крайние неудобства, а самое главное – серую зону ухода от налогов и, мягко сказать, лишние обременения для тех, кто участвует в этом процессе, прежде всего – наших граждан», – сказал Брынцалов. 

Правда, судя по негативной реакции на законопроект в социальных сетях, лишним обременением для себя люди считают как раз эту инициативу. И если с “серой зоной” и попытками уйти от налогов все понятно, то вот со всем остальным – не очень. 

Подкованные читатели “Лопасни” сразу после публикации на нашем сайте lopasnya.ru новости о запрете наличных средств в автобусах региона, прислали ссылку на закон, который прямо запрещает поставщику услуг ограничивать возможности наличной оплаты для покупателя. Мы проверили, – действительно, согласно п.1 ст.16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Больше того, нарушение этого пункта “образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей” (источник – pravoved.ru).

Другими словами, ни перевозчик, ни кто бы то ни было еще (например, магазин) не вправе отказывать покупателю в приеме наличных денежных средств в национальной валюте, имеющей легальное хождение на территории страны. 

Но. 

Инициатива Мособлдумы формально этому закону не противоречит, так как граждане по-прежнему могут приобрести билет за наличные– в автоматах и кассах остановочных пунктов. 

Помните это знаменитое “формально правильно, а по сути издевательство”? Мы к этому состоянию, кажется, максимально приблизились. Ведь теоретическая возможность приобрести билет в автомате есть, а реальная отсутствует – автоматов, например, в Чехове, нам найти не удалось. 

Если все делать по уму и по-человечески (с заботой о людях, а не декларации для), то прежде чем городить огород и что-то там запрещать, нужно было создать соответствующего качества и масштаба инфраструктуру: установить на каждом (в том числе в глухих деревнях и СНТ) остановочном павильоне оборудование, обеспечить круглосуточную работу касс на конечных остановках и вокзалах и так далее. Потому как необходимость воспользоваться общественным транспортом порой возникает неожиданно (кому как не депутатам, ежедневно пользующимся автобусами, это должно быть известно), а денег на карте, как и самих карт, в кошельке может не оказаться. Несложно догадаться, что закон уже почти вступил в силу, а инфраструктуры нет и, несложно догадаться, не будет. 

Еще один пикантный момент. Так как пассажиров без билета и без карты в кармане по-прежнему будет навалом, то так называемые “серые схемы”, о которых говорил Брынцалов, могут не только не кануть в Лету, но расцвести и заколоситься: водители с еще большим энтузиазмом, чем раньше, будут брать у таких “тридцатничек” или “полтинничек” за право доехать до нужной остановки. А к каждому автобусу проверяющего не приставишь.   

Конечно, народ в очередной раз приспособится, привыкнет, сглотнет и пойдет дальше жить свою несладкую жизнь. Но не могли бы господа и дамы депутаты прекратить эту нашу жизнь делать еще более неудобной? 

Просмотров: 53 просмотров