Невосполнимые потери  понес городской округ Чехов

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были…

Двести лет назад сочинил эти строки Василий Жуковский, а звучит так, будто о нас написано. В последний месяц вспоминалось это четверостишие особенно часто, потому что культурное поле Чехова утратило два своих столпа, двух определявших его лик женщин — разных, даже противоположных по характеру, но по-своему незаменимых… 

Когда встречала Тамару Ивановну Петухову, женщину-праздник, всегда вспоминала определение Бахтина о народной смеховой культуре. Казалось, что переполнявшая ее радость жизни всех нас подхватит и увлечет за собой. При этом Петухова лучше многих интеллектуалов разбиралась в сложных проблемах российской культурной жизни. 

Она мудро, с юмором относилась к критике, в отличие от многих мужиков, которые долгие годы пережевывают любое критическое слово. Порой, увидев меня в зале, Петухова улыбалась: «Вот Авдеева говорит, что я «якаю». А как же сказать, если это я придумала, организовала, создала?» Думая теперь о ее жизненном пути, вижу, что Тамара Ивановна была права. Во многих делах она оказалась первопроходцем.

Тамара Петухова родилась в Липецкой области в семье учителей. Семья была многодетная, отец Тамары умер через два года после ее рождения. Не нужно говорить, как не просто жилось семье, в которой в послевоенные годы росло шестеро детей. После школы Тамара и ее сестра-двойняшка перебрались в Новый Быт, учились в техникуме. Красивая, смелая, активная Тамара Коршунова занималась общественной и комсомольской работой. Вышла замуж, превратившись из Коршуновой в Петухову. 

Заметили ее в Новобытовском клубе и предложили возглавить работу городского парка. М.А. Кесельман вспоминал о встречах с Тамарой Ивановной в маленькой комнатке директора парка с печным отоплением. Сама Петухова рассказывала, как чистила тину в парковых прудах, вырывала осоку, косила траву, таскала тяжеленные лавки. При ней парк ожил. Петуховой, которую сравнивали с ледоколом, удалось порадовать чеховцев, внести новые краски в их досуг, установив невиданные здесь прежде аттракционы. Они расположились за исторической территорией и старый парк не портили. 

Тамара Ивановна возглавила районный Отдел культуры, потом Комитет по культуре. Те, кто работал с ней, отмечали, что Петухова не менялась, по-прежнему оставаясь душой многих культурных начинаний. 

Я хотела бы отметить черты, о которых сама знаю. Смелая Тамара Ивановна всегда поддерживала нестандартных людей и необычные проекты. Она говорила: «Чиновников много, а талантливых творческих людей мало». 

Приведу лишь несколько примеров. В Мелихове при жизни Авдеева родился не только театральный фестиваль, но появилась своя театральная труппа. Однако после смерти директора-новатора только Т.И. Петухова, одна единственная, поддержала идею совместного существования музея и театра. Музейный театр прикрыли, но прошло время, и к этому необычному и живому начинанию вновь вернулись.

И чеховский «Музей памяти» не возник бы без Тамары Ивановны, поддержавшей ветеранов. Она поняла, что  для музейного успеха мало собрать военные документы и предметы, необходимо найти решение, как их показать. Она привлекла к работе профессионалов —  художников. «Мы изыскивали средства для создания музея, а ведь это было тяжелое время, когда дети в голодные обмороки падали», — рассказывала Т.И. Петухова. Но  ссылки на трудности она считала отговорками.

Особенностью нашего времени стало то, что со сменой глав района, менялась и команда руководителей всех рангов. Вот и Т.И. Петуховой пришлось перейти на работу в Москву,  в Министерство культуры Московской области. Встречала людей, которые и сегодня помнят, как замечательно она там работала.

А когда Петухова вернулась в район — на Столбовую, то создала там клуб, который работает и сегодня. Отмечу, что на Столбовой Петухова проводила мероприятия, которые имели значение не просто районное, но всероссийское – в буквальном смысле этого слова. Когда столбовской библиотеке было присвоено имя Олега Кургузова, там она организовывала встречи, на которые приезжал весь цвет российской детской литературы — десятки лучших писателей. Это был невиданный у нас масштаб! 

Очень тепло вспоминают самобытную и пробивную Тамару Ивановну в Талалихине, где она работала в последние годы. «Нет мозолей на руках, но есть на сердце», — говорила Т.И. Петухова. Однако она успела сделать в Талалихине ремонт, поддержать театральную бригаду, творческие коллективы. 

Яркая, лихая, честная — так вспоминают Тамару Ивановну Петухову не только те, кому она помогала (а этих людей немало). Но и все, кто пусть ненадолго встретился с ней на жизненных перекрестках.

***   

Страшно рано — в 49 лет — ушла из жизни Наталья Юрьевна Бунтина (Фигурина), старший научный сотрудник музея «Мелихово». Совсем недавно мы ходили с ней по Егорьевскому музею. Вспоминаю, как она радовалась, что полученные по гранту деньги коллеги потратили толково — восстановили редкой по красоте камин. Никогда не понять, как могло случиться, что через несколько дней бодрого, веселого человека не стало… 

Уникальность судьбы Натальи Бунтиной в том, что она — единственный в истории музея сотрудник, отдавший музею в Мелихове всю жизнь без остатка. Она пришла в Мелихово после школы. Получила прекрасное образование (факультет музееведения в Московском институте культуры). Диплом посвятила теме «Чехов в Мелихове». И работала в музее-заповеднике до последнего дня жизни. Даже Авдеев и Чайковская, тоже отдавшие музею все силы, имели опыт другой работы, пусть и небольшой. Бунтина никогда не уходила из Мелихова, работала только здесь.

Музей — сложно устроенная система. Есть в нем стороны эффектные, но не обязательные, а есть совершенно невидные постороннему глазу, но крайне необходимые, жизненно важные. Ни один музей не может существовать без фондового отдела.  Н.Ю. Бунтина была одним из ключевых фондовиков мелиховского музея, правой рукой главного хранителя. Вероятно, далеким от музейной жизни людям не понятно, в чем важность этой работы. Стоят экспонаты в музейных комнатах — и прекрасно. Однако экспозиции — это лишь видимая часть музейного айсберга. Всего в Мелиховском музее 25 тысяч связанных с А.П. Чеховым экспонатов. И все они должны быть сохранены, осмыслены, описаны, а теперь еще и внесены в «Единый государственный каталог музейного фонда». Этим и занималась Наталья Юрьевна. 

Наталья Бунтина была нашей коллегой. Писала о музее в областных и районных газетах (особенно много в «Мелиховском курьере», ставшим приложением к газете «Чехов сегодня»). Были у нее серьезные публикации в больших музейных журналах, в мелиховском альманахе. Она подчеркивала, что можно и нужно рассказывать о жизни музея не скучно. Она — автор серии подкастов (цифровых файлов по музейным темам). Постоянно публиковала посты о Мелихове в разных социальных сетях. Бунтина — автор «Путеводителя по мелиховскому дому А.П. Чехова» и каталога выставки «Служение общему благу». Радует, что сейчас в музее готовится к изданию сборник ее статей.

Наталью Бунтину можно назвать «чеховским человеком». Это словосочетание в последние годы стало употребляться часто, но каждый вкладывает в него свой смысл. Мне кажется, что по духу близок Чехову тот, кто способен ради других поступиться своими интересами. Таким человеком, — воплощением достоинства и скромности, — была Наталья Юрьевна Бунтина. 

Ольга Авдеева

Просмотров: 571 просмотров