Мобилизация доходов: что, к чему и зачем? 

Более 12 миллионов рублей задолженности перед бюджетом погасили предприниматели Чехова в июле 

Об этом сообщил первый заместитель главы городского округа Чехов Константин Михальков по завершении очередного заседания Межведомственной комиссии по мобилизации доходов. 

“МВК — это важная площадка для диалога органов власти с представителями бизнеса. Ежемесячно комиссия непосредственно общается с представителями бизнеса и помогает в поиске решений сложных ситуаций. Здесь предприниматели могут рассчитывать на понимание и профессиональную помощь членов комиссии: от консультации по рабочим вопросам до информирования о возможных вариантов государственной поддержки”, – добавил чиновник. Михальков отметил, что сроки погашения задолженностей были определены для всех должников, а в нескольких случаях удалось найти “варианты решения сложных финансовых ситуаций”.

Стоит отметить, что сам процесс мобилизации доходов муниципального образования – штука сложная. Потому как казна небольшая, экономический потенциал – тоже, а обязательств – валом. 

Алгоритм обычно состоит из двух частей: во-первых, власти стремятся к увеличению налогооблагаемой базы за счет укрепления реального сектора экономики, что позволяет повысить объемы не только налоговых, но и неналоговых доходов (например, от сдачи в аренду муниципального имущества и земли); во-вторых, чиновники стараются стимулировать и способствовать своевременному и полноценному исполнению участниками рынка (мелкими и крупными налогоплательщиками) своих обязательств перед бюджетом.

При этом комиссия по мобилизации доходов – это не карательный орган, как многие думают. В ее задачи входит не наказание и лишение плюшек просрочивших обязательные платежи в бюджеты разных уровней предпринимателей, а совместный поиск решений порой довольно непростых финансовых задач. 

Бюджет Чехова – дотационный, и это не секрет. Но все-таки львиной долей своей доходной части он обязан чеховским налогоплательщикам – физлицами и предприятиям да организациям. С первыми все понятно и взятки с них гладки. А вот вторые сейчас вынуждены существовать и вести бизнес в очень непростых с точки зрения экономики и политики условиях: у кого-то просели доходы и потому накопились долги; у кого-то сломались привычные логистические и товарные цепочки, и им нужна банальная отсрочка по платежам, чтобы остаться на плаву; кто-то и вовсе на последнем издыхании пытается крутиться. Есть, правда, и те, кто уклоняется от своевременного исполнения финансовых обязательств, но таких, вероятно, подавляющее меньшинство, если не статистическая погрешность. 

В любом случае, задача членов муниципальной комиссии по мобилизации доходов бюджета – помочь забуксовавшим предприятиям, организациям и мелкому бизнесу войти в колею и начать движение вперед. 

“А зачем, собственно, нужна эта комиссия, если есть налоговая служба, — вот пусть она и занимается выколачиванием налоговых долгов из бизнеса и граждан, а чиновники занимаются своими муниципальными делами”, – скажете вы. Так то оно так, да не совсем. 

Как говорят экономисты, муниципалы вынуждены прибегать к различным формам и методам помощи налоговым органам, отрывая от основной деятельности не только свои кадры, но и средства.

Дело в том, что основными налоговыми доходами окружного бюджета Чехова, равно как и прочих муниципальных бюджетов страны, являются налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый налог на вмененный доход, налог на землю, налог на имущество физических лиц и налог на сельскохозяйственную деятельность. При этом налоговая служба в силу многих обстоятельств обычно пристально следит за сбором НДС, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и других “больших и важных” штук. 

На плотную работу с так называемыми местными налогами – большая часть которых остается в муниципалитете – у налоговиков просто не хватает сил и времени. Поэтому разбираться с неплательщиками из числа индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса приходится муниципальным органам власти. И в этом, по большому счету, нет ничего плохого или ненормального. Естественно, что внимание муниципальных властей в первую очередь обращено на налоги, которые поступают в местный бюджет. 

 Источник: администрация городского округа Чехов 

***

Доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам отнесены:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы, то есть налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ;

3) местные налоги и сборы, то есть налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

4) пени, то есть денежные суммы, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки;

5) штрафы, то есть санкции, устанавливаемые и применяемые в виде де нежных взысканий в размерах, которые установлены на законодательном уровне.

Основными видами неналоговых доходов являются:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданскоправовой, административной и уголовной ответственности в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

4) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

5) иные неналоговые доходы.